Что такое лямбда-зонд? |
|
|
Для
чего служит каталитический нейтрализатор выхлопных газов, понятно из
названия этого устройства. С назначением лямбда-зонда, который часто
вворачивается именно в корпус нейтрализатора, разобраться сложнее.
Считается, что этот узел также относится к системе нейтрализации
выхлопа, однако это не совсем правильно.
Прежде всего, лямбда-зонд является важнейшим датчиком системы питания
двигателя. Он определяет содержание свободного кислорода (отсюда второе
название лямбда-зонда - кислородный датчик) в выхлопных газах и передает
полученную информацию блоку управления двигателем. По сигналу от
лямбда-зонда оценивается эффективность процесса сгорания топливной
смеси, и если это сгорание не будет оптимальным для конкретного режима
работы силового агрегата, блок управления обогащает или, наоборот,
обедняет смесь. Тем самым лямбда-зонд обеспечивает обратную связь:
исследование состава выхлопа - сигнал на изменение соотношения
бензин/воздух в горючей смеси. Влияние же лямбда-зонда на катализатор
косвенное: реакции в последнем протекают с максимальной эффективностью
как раз, когда в цилиндрах мотора сгорает оптимальная по составу смесь.
Что
происходит, когда лямбда-зонд отказывает? Потеряв из вида одного из
основных "информаторов", блок управления переводит двигатель на работу в
резервных режимах. При этом мощность мотора существенно снижается. Как
реагирует водитель? Он компенсирует падение мощности, более активно
продавливая педаль газа и увеличивая подачу топлива. Расход бензина
растет, и начинается процесс, который ведет к кончине уже катализатора.
Поскольку в резервном режиме двигателю приходится работать на слишком
богатой смеси, часть ее, не сгорев в цилиндрах, выбрасывается в
выхлопной тракт и догорает в сотах катализатора. "Кирпичи" катализатора
сами по себе создают сопротивление отработавшим газам. Теперь же они еще
и забиваются нагаром. Машина едет хуже и хуже, пока окончательно не
перестает заводиться.
Вообще говоря, проблемы лямбда-зонда должны сопровождаться загоранием
контрольного индикатора Check Engine на приборном щитке. Но происходит
такое далеко не во всех случаях. А среди наших водителей заурядное
явление и вовсе продолжать до последнего ездить с горящей Check Engine.
Но что надо делать, если лямбда-зонд и катализатор оказались под
подозрением? Цивилизованный подход - добираться до автосервиса и
устранять поломку. Однако при производстве лямбда-зондов и катализаторов
используются благородные и редкоземельные металлы - платина, родий,
палладий, цирконий. Отсюда стоимость. Покупка только лямбда-зонда к
большинству иномарок, эксплуатирующихся в Беларуси, облегчит кошелек на
80-120 у.е. Это, кстати, не предел. Лямбда-зонд для Toyota Carina E
потянет на две с половиной сотни американских "рублей", на такие же
суммы надо ориентироваться владельцам машин последних поколений.
Поэтому
наши гаражные умельцы предложили альтернативный выход из положения.
Точнее несколько выходов. Первый - выключить лямбда-зонд вовсе,
отсоединив от него разъем электропитания. Попутно надо снять катализатор
и выбить из него сердцевину - несколько ударов ломом, и керамическая
начинка рассыпается в прах. Тем самым устраняется опасность, что
катализатор будет когда-нибудь напрочь забит нагаром, и одновременно за
счет уменьшения сопротивления на выпуске несколько компенсируется
падение мощности и увеличение расхода топлива, случающееся после такого,
с позволения сказать, способа ремонта.
Недостаток - пригоден метод "против лома нет приема" далеко не для всех
моделей машин. Например, большинство двигателей Volkswagen после
отключения лямбда-зонда на холостом ходу еще работают, но перемещать
автомобиль в пространстве отказываются. Опять же, даже если машина едет,
то при средних оборотах двигателя обычно появляется неприятный звук.
Устранить его можно, установив взамен катализатора "обманку" - сделанный
под такой же размер резонатор. Судя по тому, каким спросом пользуется
эта деталь на столичных рынках (а стоит она 25 у.е.), именно способу
"нейтрализации" катализатора с помощью лома наши автомобилисты отдают
предпочтение.
Второй метод, к которому прибегают в случаях, когда без лямбда-зонда
никак, заключается в покупке не оригинальной детали, а аналогичного узла
от впрысковых ВАЗ-2110. Дело в том, что для большинства иномарок
системы питания изготавливает фирма Bosch. Она же работала и с Волжским
автозаводом. Поэтому лямбда-зонд ВАЗ-2110 если чем-то отличается от
иномарочного, то только конструкцией стыковочной фишки электроразъема.
Переделать фишку, поставив взамен разъем от штатной, вышедшей из строя
детали, - минутное дело. Зато стоит лямбда-зонд ВАЗ-2110 только 45 у.е.
Но если лямбда-зонд иномарки имеет фланцевое крепление, тогда, конечно,
надо рассчитывать только на оригинальную запчасть.
|